Личностные особенности успешных журналистов

01.06.2014

© Зоя Фадеевна Дудченко

Статья опубликована в научном журнале "Ученые записки СПбГИПСР" Выпуск 2014 №1(21)


Журналистская деятельность всегда направлена на непрерывный поиск новых идей и способов решения общественных проблем. К основным формам деятельности журналиста относят творческо-преобразовательную и массово-информационную.

Профессию журналиста подразделяют на ряд специальностей: журналисты газетно-журнальной периодики, тележурналисты, радиожурналисты, работники информационных агентств, журналисты интернет-СМИ и др. По видам деятельности это могут быть репортеры, комментаторы, интервьюеры, ведущие теле- и радиопередач. Следует также отметить специализацию журналистов по определенному профилю, например, в области культуры, экономики, спорта, криминальной хроники.

Основная социальная функция журналистской деятельности состоит в удовлетворении при помощи средств массовой информации потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества. Это позволяет личности, группе, обществу в целом оптимизировать и регулировать политическую, экономическую, духовную и социальную жизнь.

С помощью информации журналист ориентирует, просвещает, регулирует сферу сознания и поведения, осуществляет также коммуникативную, рекреативную и прагматическую функции во всех сферах жизни: в работе, общественной деятельности, в семье, потреблении, досуге.

Журналистская деятельность не ограничивается авторской деятельностью, которая заключается в создании материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики. Существенное место в профессиональной жизни журналиста занимают редакторская, проектно-аналитическая, организационно-управленческая, социально-организаторская и производственно-технологическая деятельности. Журналист сталкивается со многими трудностями, от него требуется ответственность и выдержка при выполнении профессиональных обязанностей. Условия труда журналиста характеризуются ненормированным графиком работы в связи с разными редакционными заданиями, повышенной оперативностью и интенсивностью труда, неравномерностью трудового ритма, сложностью работы с источниками информации, напряженностью, обусловленной непредсказуемостью и новизной обстановки [7].

Критериями эффективности работы журналиста можно считать высокое качество журналистского материала (актуальность, достоверность, точность, убедительность, грамотность), а также заинтересованную реакцию аудитории. Журналист несет социальную ответственность перед обществом и аудиторией, он испытывает сложности в отстаивании суждений, выражении в публикациях собственной позиции. Следует отметить парадокс данной профессии, с одной стороны, журналист стремится к независимости, свободе слова, с другой — испытывает реальную зависимость от властей, учредителей и издателей, рекламодателей и спонсоров.

Профессиональная деятельность журналиста выдвигает свои требования. Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной профессиональной самореализации. Важными составляющими успешной деятельности журналиста являются способность находить контакт с людьми, присутствующими в событии, получать от них информацию, уметь ясно выражать свои мысли в общении и при помощи текста, готовность работать в условиях ненормированного рабочего дня, умение планировать и эффективно использовать время, оперативно выполнять свои обязанности.

Немаловажную роль играют и морально-нравственные качества, которые должны присутствовать в профессиональном облике успешного журналиста: доброжелательность, сочувствие, вежливость, добросовестность ответственность, тактичность, выраженная гуманистическая направленность, честность, правдивость и искренность. Они проявляются как в процессе получения информации, в профессиональных отношениях с коллегами и аудиторией, так и в самом продукте журналистики (публикации, ТВ- и радиопередачи) [6].

Успешность профессиональной деятельности журналиста определяют и такие факторы, как возраст, гендер, темперамент. Для стрессовой, напряженной публичной работы журналиста предпочтительнее сангвиник. На роль ведущего ТВ и репортера лучше подойдет холерик (особенно для молодежных передач), для аналитики — флегматик, для критики — меланхолик, потому что он хорошо умеет замечать негативные стороны, фиксировать проблемы. Неотъемлемыми составляющими профессионализмаявляются также интеллектуальные качества, литературные способности, которые заключаются в умении изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, точно и ярко рассказать о событии. Волевые качества, такие как исполнительность, настойчивость, целеустремленность, способствуют достижению успеха в профессии, помогают преодолевать препятствия на пути к цели [4].

Безусловно, современному журналисту должна быть присуща адаптивность — умение приспособиться к непредвиденным обстоятельствам и любой обстановке. Особенно важной представляется способность быстро и оперативно работать, быть мобильным, подвижным. Поскольку требования профессии довольно высоки и журналисту часто приходится работать в стрессовых ситуациях, то к значимым профессиональным качествам следует отнести находчивость, быстроту реакции, мужество, смелость, желание идти на риск, инициативность, выносливость.

Каждая журналистская специализация соотносится со структурой личности и требует определенной совокупности качеств. Например, для репортера особое значение приобретают такие качества, как оперативность, мобильность, стрессоустойчивость, адаптивность, широкая информированность. Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, умение рассматривать отдельные явления в связи с другими, способность делать прогнозы. Для интервьюера наиболее значимы коммуникабельность, умение слушать, разговорить собеседника. Смена специализации — довольно частое явление — приводит к формированию не только новых знаний, умений и навыков, но и новых черт личности, которые могут способствовать дальнейшему профессиональному развитию человека и его успешной самореализации.

Помимо того что журналистика предъявляет к специалисту свои требования, она способна удовлетворить требования личности, в частности потребность в самореализации. Широкая возможность самореализации является следствием многокомпонентности и многомерности профессии. Трудно назвать способность, которая не могла бы быть реализована в этой профессиональной деятельности. Так, обладая литературным талантом, человек может создавать прекрасные тексты, увлекаясь спортом, стать великолепным спортивным журналистом, имея аналитические способности, заняться научной журналистикой и т. п. Личностные черты также могут быть реализованы в журналистике. Смелость позволит работать в опасных ситуациях, в горячих точках, а доброта и отзывчивость — проявлять внимание к наиболее больным вопроса общества.

Одним из существенных преимуществ деятельности журналиста является ее относительно высокий социальный статус. Престижность профессии объясняется не только ее многокомпонентностью и сложностью, но и тем, что журналисту необходимо постоянно быть в центре событий. Это создает имидж хорошо информированного человека, а также открывает возможность установления новых связей [5].

В 2013-2014 годах проводилось исследование с целью изучения личностных особенностей успешных журналистов (результаты исследования представлены в диссертационной работе магистрантафакультета прикладной психологии А. П. Меркурьевой). Для оценки успешности журналистов использовался метод экспертных оценок. Профессиональный успех журналиста рассматривался как свойство субъекта труда, отражающее его соответствие требованиям профессии (высокую результативность, инициативность, эффективность общения), а также стремление к дальнейшей профессиональной самореализации в данной сфере. Метод обобщения независимых характеристик заключался в описании профессионально важных качеств конкретного специалиста. Экспертами выступили руководители отделов, хорошо знающие журналистов. Все полученные баллы от каждого эксперта усреднялись путем подсчета среднеарифметической оценки.

Для выявления психологических характеристик, необходимых журналисту для успешного выполнения своей профессиональной деятельности, использовались следующие методики: тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (Д. А. Леонтьев), тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, Р. В. Пантелеев), методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. А. Реана), многофакторный опросник Р. Кеттелла (16 ph, форма С), опросник самоактуализации (тест САМОАЛ Э. Шострома в адаптации Л. Я Гозмана, Н. Ф. Калиной), методика «Ценностные ориентации» вариант 2 (О. И. Мотков, Т. А. Огнева).

Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью корреляционного анализа Пирсона, критериев различий в уровне признака Стьюдента. Для расчета статистических данных использовались программы SPSS (17) и Excel.

Базой исследования выступили редакции газет, журналов и телеканалов Санкт-Петербурга. Выборка включала 40 журналистов, работающих на телевидении и в печатных СМИ, из них 42% мужчин, 58% женщин. Средний возраст респондентов 30 лет, трудовой стаж от 5 до 12 лет.

Успешность журналистской деятельности оценивалась по 5-балльной шкале по следующим профессионально важным качествам: литературные способности, эрудированность, наблюдательность, коммуникабельность, оперативность. На основании экспертных оценок были выделены две группы журналистов. В первую были включены журналисты, получившие средние и высокие оценки экспертов. Вторую группу составили журналисты с баллами ниже среднего уровня.

Изучение смысложизненных ориентаций показало, что журналисты, оказавшиеся в первой группе, имеют достоверно (p<0,05) более высокие показатели по всем шкалам методики смысложизненных ориентаций: цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля-Я, локус контроля-жизнь, общий уровень осмысленности жизни.

Для успешных журналистов характерно наличие целей и планов на будущее, которые наполняют жизнь смыслом и задают вектор развития, успешные журналисты воспринимают процесс своей жизни как увлекательный, эмоционально насыщенный, они удовлетворены пройденным отрезком жизненного пути. Помимо этого есть уверенность в своих силах, вера в то, что только сам человек несет ответственность за свою жизнь, является творцом своего будущего, а также способен самостоятельно осуществлять контроль над жизнью, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.

Для журналистов второй группы характерны менее выраженные цели в будущем, у них имеются признаки неудовлетворенности своим настоящим, а также прожитой частью жизни. Такие журналисты недостаточно уверены в своих силах, убеждены в том, что не в состоянии полностью контролировать события собственной жизни, склонны к фатализму.

Анализ полученных данных по методике мотивации профессиональной деятельности не дал достоверных различий между первой и второй группой журналистов.

Изучение личностных особенностей журналистов с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла показало, что журналисты первой группы по сравнению с журналистами второйгруппы имеют достоверно значимые (p<0,05) отличия по шкалам: А (замкнутость/общительность), C (эмоциональная неустойчивость/устойчивость), E (степень доминантности), F (степень сдержанности/экспрессивности), Н (робость/смелость), Q2 (конформизм/нонконформизм), Q3 (низкий самоконтроль/высокий самоконтроль).

Успешным журналистам присущи готовность к сотрудничеству, открытость новым переживаниям, стабильность в поведении, они реалисты, не боятся сложных ситуаций, активны, жизнерадостны, общительны. Обладают смелостью, готовы иметь дело с незнакомыми вещами. В арсенале успешного журналиста богатство эмоциональных реакций, независимость во взглядах, стремление к самостоятельным решениям. Для них характерны дисциплинированность и контроль над своими эмоциями.

Неуспешные журналисты отличаются сдержанностью, обособленностью от окружающих. Испытывают сложности в установлении знакомств, не уверены в себе, подвержены влиянию чувств. Предпочитают работать отдельно от окружающих, не стремятся выделиться в коллективе и проявлять свою индивидуальность. Для представителей «неуспешной» группы характерны повышенная раздражительность, осторожность, застенчивость, зависимость от коллектива, боязнь самостоятельно принимать решения, стремление соответствовать ожиданиям окружающих.

Сравнительный анализ результатов опросника самоактуализации в группах журналистов показал, что журналисты первой группы по сравнению с журналистами второй группы имеют достоверные различия (p<0,05) по шкалам: спонтанность, самопонимание, гибкость в общении.

Таким образом, успешным журналистам свойственны доверие к окружающему миру, уверенность в своих силах. Определение и реализация своих возможностей является уже образом жизни, а не стремлением. Такие люди понимают и осознают свои желания, потребности, не склонны подстраивать свою деятельность под ожидания социального окружения, ориентированы на личностное общение, вместе с тем они обладают способностью к адекватному выражению себя в общении, не стремятся произвести особого впечатления на окружающих.

Для неуспешных журналистов характерны закрытость, неестественность поведения, ориентировка на мнение окружающих, ригидность, неуверенность в своей привлекательности и в том, что они интересны собеседнику, а общение с ними может приносить удовольствие.

Изучение особенностей самоотношения журналистов выявило, что журналистыпервой группы по сравнению с журналистами второй группы достоверно отличаются (p<0,05) по шкалам: ожидание отношения других, самоинтерес, самоупорство.

Для успешных журналистов характерны ожидание позитивного отношения к себе окружающих, интерес к собственным мыслям и чувствам, направленность на изучение своего внутреннего мира, анализ своего потенциала, уверенность в своей привлекательности для окружающих людей, напористость в реализациицелей.

Изучение значимости и реализации внешних и внутренних ценностей, конфликтности и атрибуции причин их осуществления показало, что в первой группе журналистов наиболее выражен показатель значимости и реализованности внутренних ценностей, что возможно при заинтересованности в своей деятельности, в ее процессе и результате.

Во второй группе журналистов в большей степени проявляются ориентация на внешние ценности видимого благополучия и частичное обесценивание внутренних ценностей. Журналисты данной группы больше стремятся самоутвердиться в социуме, можно предположить, что это выступает своего рода психологической защитой. У них наблюдается высокая конфликтность между значимостью и реализацией внешних и внутренних ценностей.

Преобладание внутренних ценностей в первой группе журналистов больше ориентирует на значимость другого в социальной среде и, помимо этого, на развитие внутреннего личностного мира, самовыражение в творчестве, бескорыстное и эстетическое отношение к природе. В данной группе журналисты в качестве причин реализации ценностей считают собственные усилия.

Журналисты второй группы склонны винить внешние обстоятельства в невозможности приобретения ценностных ориентаций. Фактор внутренних причин, к которым относятся собственные усилия и природные данные респондентов, по мнению журналистов, оказывает меньше влияния на достижение ценностных ориентаций.

Анализ корреляционных связей в первой группе журналистов позволил установить умеренные положительные достоверные (р<0,05) связи показателя успешности профессиональной деятельностис показателями: цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля-Я, локус контроля-жизнь, общий уровень осмысленности жизни, MD адекватность самооценки, (А) общительность, (C) эмоциональная стабильность, (E) доминантность, (F) экспрессивность, (H) смелость, (Q2) нонконформизм, (Q3) высокий самоконтроль, спонтанность, гибкость в общении, самоинтерес, отношение других, самоупорство.

Напряженный и ненормированный график работы журналистов, частые дедлайны, конкуренция, а также возможный прессинг со стороны вышестоящих структур — неотъемлемая часть работы журналиста. Следовательно, чтобы выдержать такой режим, избежать эмоционального выгорания, нервного истощения, журналисту необходимо обладать высоким уровнем эмоциональной устойчивости и высоким уровнем самоконтроля. Умение общаться — одна из составляющих успеха журналиста.

Высокий уровень доминантности, смелость, настойчивость позволяют журналисту проявлять настойчивость, самостоятельность при выполнении своих обязанностей, например, при сборе труднодоступной информации, официальный источник которой не заинтересован в ее предоставлении. Экспрессивность, жизнерадостность, энтузиазм обеспечивают эмоциональное лидерство в коллективах, эмоциональную яркость в общении с окружающими. Кроме того, отмеченные качества помогают журналисту выделиться среди своих коллег, показать свои лучшие качества, повысить свою репутацию и авторитет у руководства.

Независимость от посторонних мнений, нонконформизм, находчивость при решении непростых задач, возникающих в процессе работы, способствуют развитию внутренней автономии журналиста, формируют индивидуальный стиль деятельности, проявляющийся, например, в уникальной подаче материала. Вышеперечисленное приближает журналиста к достижению удовлетворенности профессиональной деятельностью, что является одним из критериев успешной профессиональной самореализации. Стремление к свободе слова, умение отстаивать свое мнение, борьба за право объективно отражать реальное положение вещей повышают доверие и уважение к журналисту со стороны аудитории, что, в свою очередь, говорит о продуктивности его деятельности, общественном признании. Этот критерий, равно как и критерий удовлетворенности,необходим для успешной самореализации в профессии.

Высокий уровень самопонимания помогает журналисту понять свои чувства, мотивы и цели, не выстраивать вокруг себя психологические защиты, препятствующие его развитию как профессионала, и не подстраиваться под мнение общества.Понимание себя, своего «я» необходимо в первую очередь при профессиональном самоопределении, осознании человеком уровня развития своих способностей, для понимания соответствия этих способностей тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку. Осуществление этих условий способствует идентификации себя с профессией. Профессиональная идентичность трактуется как компонент личностной идентичности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профессиональной пригодности, интересе к работе.

Гибкость в общении способствует более быстрой и эффективной адаптации к профессии, налаживанию связей, поиску новых знакомств, умению сглаживать острые углы в конфликтных ситуациях, которые часто возникают у журналистов (интервью, публикация нежелательной для некоторых лиц информации, расхождение во взглядах с редактором и т. п.).

Ожидаемое положительное отношение других, несомненно, оказывает сильное влияние на успешную профессиональную самореализацию, повышает самооценку журналиста, укрепляет его уверенность в своих силах и возможностях.

Анализ показателей по методикам смысложизненных ориентаций, самоотношения, самоактуализации, профессиональной мотивации, личностного опросника Кеттелла в первой группе журналистов выявил следующие достоверные (р<0,01) связи: внутренняя мотивация и общительность, интеллект и нонконформизм, контактность и взгляд на природу человека, общий уровень осмысленности жизни и результат жизни, общий уровень осмысленности жизни и локус контроля-жизнь, результат жизни и самоинтерес, самоинтерес и результативность жизни, самоинтерес и креативность, самоинтерес и аутосимпатия, самоинтерес и ожидаемое отношение других, аутосимпатия и эмоциональная стабильность, аутосимпатия и глобальное самоотношение, аутосимпатия и самопонимание, аутосимпатия и автономность, ценностные ориентации и мечтательность, мечтательность и радикализм, самоуверенность и ожидаемое отношение других, адекватность самооценки и эмоциональная стабильность, самоуважение и глобальное самоотношение, дипломатичность и высокая нормативность поведения, дипломатичность и смелость, локус контроля-Я и самоинтерес, самоинтерес и самоупорство, локус контроля-жизнь и общий уровень осмысленности жизни.

Наибольшее количество связей определяется по параметру аутосимпатии, что характеризуется как благосклонное отношение человека к самому себе, человек нравится сам себе: он доволен своими внешними данными, манерой поведения. В группе успешных журналистов высокий уровень аутосимпатии коррелирует с высокими показателями автономии, эмоциональной стабильности, самоинтереса, самопонимания, высоким уровнем ценностных ориентаций и глобального самоотношения. Показатель самоинтереса положительно коррелирует с показателями локус контроля-Я и самоупорство. Чем больше журналист заинтересован в себе, тем в большей степени он ощущает возможность и способность контролировать и управлять своей жизнью и тем больше движется по пути достижения своих целей. Высокий уровень глобального самоотношения повышает уважение журналиста к самому себе.

Высокому уровню дипломатичности в группе успешных журналистов способствуют высокая нормативность поведения и смелость. Это позволяет журналистам в сложных социальных ситуациях не пасовать перед трудностями, достойно выходить из непростого положения, налаживать контакты с различными людьми и организациями всех уровней, искусно вести диалог, что необходимо для успешной профессиональной деятельности.

Внутренняя мотивация профессиональной деятельности положительно коррелирует с показателем общительности. Это подтверждается тем, что общительность — одна из главных составляющих журналистской деятельности. Именно в процессе социальных взаимодействий журналист может раскрывать себя, свой творческий потенциал, получать удовольствие от выполняемой работы, что и будет способствовать успешной профессиональной самореализации. Такой показатель, как интеллект, положительно коррелирует с нонконформизмом, независимостью, что способствует самостоятельному принятию решений, находчивости. Эти качества незаменимы для работы журналиста в неожиданных, экстремальных ситуациях, а также при определенном стечении обстоятельств обеспечивают карьерный рост.

Положительными связями скреплены и такие показатели, как взгляд на природу человека и контактность. Чем добрее и доверительнее журналист относится к людям, к природе человека, тем выше его уверенность и, следовательно, выше способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, что способствует синергетической установке журналиста и в конечном итоге влияет на успешность его деятельности.

Анализ корреляционных связейво второй группе журналистов показал, что наиболее насыщен связями (р<0,01) показатель общего уровня осмысленности жизни, который положительно коррелирует с такими показателями, как замкнутость (сдержанность), локус контроля-Я, локус контроля-жизнь, результативность жизни, процесс жизни. Показатель общего уровня осмысленности жизни имеет отрицательную корреляционную связь с показателем глобального самоотношения. Наибольшим количеством связей подкреплен также показатель процесс жизни, который положительно коррелирует с показателями локус контроля-жизнь, цель в жизни, контактность, положительный взгляд на природу человека.

Положительными связями объединены показатели локус контроля-жизнь и интеллект, а также показатели локус контроля-Я и замкнутость. Так, обособленность, сдержанность помогают выстроить свою жизнь в соответствии с задачами, которые журналист перед собой ставит в своей профессиональной деятельности. Однако журналисты данной группы наиболее комфортно и уверенно чувствуют себя, работая изолированно от коллектива. Им присуща застенчивость, робость, стремление остаться наименее заметным в обществе, их может тяготить нахождение в большом обществе. Но в силу того, что журналистская деятельность непосредственно связана с общением и требует от журналиста высокой коммуникативной культуры, чрезмерная замкнутость будет препятствовать успешной профессиональной деятельности, а, следовательно, и профессиональной самореализации.

В отличие от группы успешных журналистов, в группе неуспешных имеется выраженность такого показателя, как робость, который положительно связан с показателем самоинтереса.

Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования позволил обнаружить достоверные различиямежду успешными и неуспешными журналистами по показателям смысложизненных ориентаций, самоотношения, личностных особенностей и самоактуализации.

Для успешных журналистов характерно наличие целей и планов на будущее, наполняющих жизнь смыслом и задающих вектор развития, им присуща уверенность в своих силах и ответственность за свою жизнь. В группе неуспешных журналистов наблюдается меньшая выраженность целей в будущем, недостаточная уверенность в своих силах, склонность к фатализму, убежденность в том, что жизнь человека мало подвластнасознательному контролю.

Успешные журналисты готовы к сотрудничеству, естественны в общении, внимательны к окружающим людям. Неуспешные - холодны, ригидны, менее гибки в общении, обособлены от окружающих.

Успешным журналистам присуща дисциплинированность, способность контролировать свои эмоции, они понимают и осознают свои желания, потребности, не склонны подстраивать свою деятельность под ожидания окружающих, демонстрируют смелость, независимость во взглядах, стремятся самостоятельно принимать решения. Неуспешные журналисты легкоранимы, обладают низкой эмоциональной устойчивостью, не уверены в себе и в том, что они интересны собеседнику. Неуспешные журналисты подвержены влиянию чувств, для них характерна осторожность, зависимость от окружающих и стремление соответствовать их ожиданиям.

По показателям самоотношения успешных журналистов отличает высокий уровень самоинтереса, самоупорства, ожидания позитивного отношения от других. Успешные журналисты в большей степени испытывают интерес к собственным мыслям и чувствам.

  1. Андрева Ю.В. Психология самокоррекции поведения журналиста в стрессовой ситуации // Образование и саморазвитие. 2011. №5 (27). С.176-183.
  2. Закирзянова Л.А. Нравственно-этические характеристики в структуре личности журналиста //Образование и саморазвитие. 2012. № 1 (29). С. 128-133.
  3. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Питер, 2011. — 400 с.
  4. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М.: Логос, 2010. 248 с.
  5. Коханова Л. А., Калмыкова А. А. Основы теории журналистики.М.: Юнити-Дана, 2009. 535 с.
  6. Мартыненко Е. В. Мир личности журналиста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 12. С. 241-245.
  7. Свитич Л. Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. М.: Аспект Пресс, 2011. 255 с.